Введение
Целью современного образования является
развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей,
сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании
наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических
подходов к обучению студентов; у педагогов появилась свобода для творческого
поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт;
родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с
тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика средне-специального
образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом
отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы
обучения и воспитания в средне-специальных учебных заведениях, а еще меньше
используется в педагогическом процессе.
Проблема активности личности в обучении –
одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в
образовательной практике.
Традиционные методы обучения не всегда
достигают определенной цели. Активные методы отличаются от традиционного
объяснительно-иллюстративного подхода к обучению, прежде всего тем, что в
основе последнего лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде; в
случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в
направлении активизации умственной деятельности студентов. Следовательно,
необходимо успешно и целенаправленно использовать активные методы обучения,
вовлекая студентов "в предлагаемые обстоятельства", что усиливает личностную
сопричастность каждого из них к происходящему на занятии, развивает учебное
сотрудничество, прививает умение самостоятельной работы. В таких условиях
студенты становятся главным действующим лицом, происходит смещение акцента с
активной деятельности преподавателя на активную деятельность студента.
Применение
проблемного метода обучения на учебном занятии
В среднем
профессиональном учебном заведении при устном изложении учебного материала в
основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место
занимает лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса
обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического
материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия
студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по
дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области
науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных,
узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и
способствовать формированию творческого мышления. Однако, традиционная лекция
имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:
1.
Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное
мышление обучающихся.
2.
Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.
3.
Лекции нужны, если нет учебников или их мало.
4. Одни
слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова
лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.
Однако
опыт обучения свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный
уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы
в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом
обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные
недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и
рациональным построением изучаемого материала.
В
определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность
применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Современная
методика насчитывает свыше 250 различных методов. Эти методы приводят к
изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся.
Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.
Наиболее
эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин
является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике
России остаются нерешенными многие задачи.
Вместо
того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить
им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения
данной ситуации к лучшему.
Рисунок
1 – Основные методы обучения
Если в
традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация,
описание, приведение примеров, то в проблемной - всесторонний анализ явлений,
научный поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно
моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или
предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая
обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов
(вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее
правильной оценки и разрешения.
Проблемный
вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не
воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска,
приобретения новых знаний или применения полученных ранее.
Проблемная
задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную
информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.
Понятия
«проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно, ибо
проблемные вопросы могут перерастать в задачи, а задачи расчленяться на вопросы
и подвопросы.
Уровень
сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой
темы и других обстоятельств.
Решение
проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель
(иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).
Преподаватель
должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику,
продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического
метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от
преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и
подготовке «сценария» лекции.
В самом
общем виде это могут быть следующие ступени:
·
Анализ и отбор
основного ключевого материала, который составляет логический костяк курса.
·
Выбор основных
проблем и трансформация их в проблемные ситуации (не больше 3—4).
·
Продумывание
логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации.
·
Компоновка всего
лекционного содержания в целостную систему знаний и его методическое
обеспечение.
·
«Проигрывание»
лекции вслух или «про себя», прогнозирование успешности применения методических
приемов активизации внимания и мышления слушателей.
·
Корректировка и
окончательная подготовка содержания и методики изложения лекционного материала.
Умение
решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку
в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют
умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать,
многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая
пригодится им в течение всей жизни.
Важность
данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:
-
большинство современных предприятий заинтересованы в кадрах, способных
принимать на себя ответственность и работать самостоятельно. Чтобы сделать это,
людям необходимо умение выявлять проблемы и предлагать решения, т.е. как раз
то, что является основой ключевого умения решать проблемы;
- умение
решать проблемы является ключевым аспектом управления качеством — концепция
непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности людей
анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы
совершенствоваться;
-
решение проблем не есть прерогатива деятельности отдельного работника —
коллектив также должен уметь совместно решать проблемы.
Проблемы
обычно решаются в группах из 4 —6 человек. В ходе решения проблемы обучающиеся:
углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают умения решать проблемы,
применяя принципы и процедуры (теорию); развивают социальные и коммуникативные
умения.
Деятельность
групп по решению проблем охватывает семь этапов:
·
выяснение содержания/значения понятий и терминов;
·
определение проблемы;
· анализ
проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы или задачи;
·
ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между
ними;
·
формулирование задачи;
· поиск
дополнительной информации;
· отчет
перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.
Поскольку
методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает ее
эффективность, т.к. по материалам научных исследований групповые формы являются
наиболее результативными (рисунок 2).
Рисунок
2 – Результативность применяемых в учебном процессе методов обучения (по
материалам научных исследований)
Таким
образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном
процессе «сомышления» с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в
решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как,
во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием слушателей,
т.е. в какой-то степени знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они
глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и
обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого
мышления); в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным
тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); в-четвертых, подобного
рода лекция повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную
подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности).
Заключение
Изучение научной и методической литературы
по проблеме позволило сделать вывод о том, что технология активного обучения –
это организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в
познавательном процессе: каждый учащийся либо имеет определенное ролевое
задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности
зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.
Такая технология включает в себя методы,
стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из
них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание,
отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.
Преимущество технологии активного обучения
очевидны. Разумное и целесообразное использование этого метода значительно
повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска,
вызывает у учащихся и педагога массу положительных эмоций и переживаний.
Преследуя образовательные цели, активные
методы обучения воздействуют в комплексе на личность учащегося, влияют на
умственное развитие.
Апробация деловых, дидактических игр
«круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное
влияние активных методов обучения на развитие и воспитание студентов в
средне-специальных учебных заведениях.
Активные методы способствовали лучшему
усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию
математических представлений. Студенты развивали внимание, умение быстро
сообразить, выполнить, точно ответить, проявить сообразительность.
Для эффективной работы педагогу следует:
·
использовать
активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;
·
включать в
учебные занятия проблемность;
·
управлять
формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;
·
вовлекать
учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают,
оценивают, выделяют главное;
·
организовывать
сотрудничество и кооперацию;
·
организовывать
коллективное взаимодействие;
·
изменить модель
преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно
- организатор, информатор, консультант).
·
соблюдать
единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их
учебной деятельности.
Список литературы
1. Белкина В.Н. Принцип диалогичности в процессе
профессиональной подготовки студентов к регулированию взаимодействия детей со
сверстниками // Развитие системы непрерывного образования в университетском
комплексе педагогических учреждений Ярославской области. – Ярославль: Изд-во
ЯГПУ, 2003. – 162 с.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные
технологии обучения. – М., 2001. – 336 с.
3. Бутенко А.В. Критическое
мышление: метод, теория, практика: учебно-метод. пособие – М.: МИРОС, 2002. –
176 с.
4.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2001. – 201 с.
5. Занков Л.В. Наглядность и
активизация учащихся в обучении. – М., 2006. – 188 с.
6. Кларин М.В.
Технологический подход к обучению / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2003.
– №5. – 22 с.
7. Комплексное
учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних
профессиональных учебных заведениях: Метод. пособие / Авторы-составители А.Ф.
Щепотин, М.А. Чекулаев, В.Е. Сосонко, А.П. Шеховцов. – М., 2005. – 152 с.
8. Лернер И.Я. Дидактические
основы методов обучения - М: ACADEMA, 2004. –
186 с.
9. Морева Н.А. Технологии
профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Н.А. Морева. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 432 с.
10.
Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической
деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002. – 303 с.
11. Новик М.М. Современные
технологии в образовании // Журнал «Новые знания», №2, 3 2000.
12.
Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное
образование», 1997. – 512 с.
13. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения– М.:
ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 – 336 с.
14.
Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос,
2003. – 256 с.
15. Сибирская М.П.
Профессиональное обучение: педагогические технологии. – М.: ИНФРА-М, 2002. –
126 с.
16. Успенский В.Б. Дискуссия
в образовательном процессе / В.Б. Успенский. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. –
123 с.
17. Экономика отрасли: Учеб.
пособие под ред. Бурлюкиной Е.В., Васильченко Н.Г. – Пенза: Изд-во Пенз. гос.
технол. акад., 2006. – 376 с.
|