Понедельник, 29.04.2024, 07:49
Сайт преподавателя информатики
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 39
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Проблемное обучение на занятиях по дисциплине «Экономика отрасли

 Введение

Целью современного образования является развитие личности обучающегося, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению студентов; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика средне-специального образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении, а что касается теории, то недостаточно описаны активные методы обучения и воспитания в средне-специальных учебных заведениях, а еще меньше используется в педагогическом процессе.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.

Традиционные методы обучения не всегда достигают определенной цели. Активные методы отличаются от традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению, прежде всего тем, что в основе последнего лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде; в случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности студентов. Следовательно, необходимо успешно и целенаправленно использовать активные методы обучения, вовлекая студентов "в предлагаемые обстоятельства", что усиливает личностную сопричастность каждого из них к происходящему на занятии, развивает учебное сотрудничество, прививает умение самостоятельной работы. В таких условиях студенты становятся главным действующим лицом, происходит смещение акцента с активной деятельности преподавателя на активную деятельность студента.

Применение проблемного метода обучения на учебном занятии

 

В среднем профессиональном учебном заведении при устном изложении учебного материала в основном используются словесные методы обучения. Среди них важное место занимает лекция. Лекция выступает в качестве ведущего звена всего курса обучения и представляет собой способ изложения объемного теоретического материала, обеспечивающий целостность и законченность его восприятия студентами. Лекция должна давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных, узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Однако, традиционная лекция имеет ряд недостатков, которые обусловлены следующим:

1. Лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление обучающихся.

2. Лекция отбивает стремление к самостоятельным занятиям.

3. Лекции нужны, если нет учебников или их мало.

4. Одни слушатели успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора. Это противоречит принципу индивидуализации обучения.

Однако опыт обучения свидетельствует о том, что отказ от лекции снижает научный уровень подготовки обучающихся, нарушает системность и равномерность их работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему остается как ведущим методом обучения, так и ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные недостатки в значительной степени могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением изучаемого материала.

В определенной степени остроту названных противоречий снимает возможность применения в учебном процессе нетрадиционных видов чтения лекций. Современная методика насчитывает свыше 250 различных методов. Эти методы приводят к изменению роли преподавателя, новым инструментам оценки достижений обучающихся. Наиболее распространенные методы обучения представлены на рисунке 1.

Наиболее эффективным методом обучения, особенно в преподавании экономических дисциплин является метод решения проблем (проблемное обучение), поскольку в экономике России остаются нерешенными многие задачи.

Вместо того чтобы «транслировать» обучающимся факты и их взаимосвязь, можно предложить им проанализировать ситуацию (проблему) и осуществить поиск путей изменения данной ситуации к лучшему.

 

image002

Рисунок 1 – Основные методы обучения


Если в традиционной лекции используются преимущественно разъяснение, иллюстрация, описание, приведение примеров, то в проблемной - всесторонний анализ явлений, научный поиск истины. Проблемная лекция опирается, на логику последовательно моделируемых проблемных ситуаций путем постановки проблемных вопросов или предъявления проблемных задач. Проблемная ситуация - это сложная противоречивая обстановка, создаваемая за занятиях путем постановки проблемных вопросов (вводных), требующая активной познавательной деятельности обучающихся для ее правильной оценки и разрешения.

Проблемный вопрос содержит в себе диалектическое противоречие и требует для разрешения не воспроизведения известных знаний, а размышления, сравнения, поиска, приобретения новых знаний или применения полученных ранее.

Проблемная задача, в отличие от проблемного вопроса, содержит дополнительную вводную информацию и при необходимости некоторые ориентиры поиска для ее решения.

Понятия «проблемный вопрос» и «проблемная задача» разграничиваются лишь условно, ибо проблемные вопросы могут перерастать в задачи, а задачи расчленяться на вопросы и подвопросы.

Уровень сложности, характер проблем зависят от подготовленности обучающихся, изучаемой темы и других обстоятельств.

Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).

Преподаватель должен не только разрешить противоречие, но и показать логику, методику, продемонстрировать приемы умственной деятельности, исходящие из диалектического метода познания сложных явлений. Это требует значительного времени, поэтому от преподавателя требуется предварительная работа по отбору учебного материала и подготовке «сценария» лекции.

В самом общем виде это могут быть следующие ступени:

·                   Анализ и отбор основного ключевого материала, который составляет логический костяк курса.

·                   Выбор основных проблем и трансформация их в проблемные ситуации (не больше 3—4).

·                   Продумывание логики и методики разрешения каждой проблемной ситуации.

·                   Компоновка всего лекционного содержания в целостную систему знаний и его методическое обеспечение.

·                   «Проигрывание» лекции вслух или «про себя», прогнозирование успешности применения методических приемов активизации внимания и мышления слушателей.

·                   Корректировка и окончательная подготовка содержания и методики изложения лекционного материала.

Умение решать проблемы является важнейшей ключевой компетенцией, необходимой человеку в любой сфере его деятельности и повседневной жизни. Если обучающиеся овладеют умениями решать проблемы, их ценность для организаций, где они будут работать, многократно возрастет, кроме того, они приобретут компетенцию, которая пригодится им в течение всей жизни.

Важность данной компетенции для работодателей обусловлена тем, что:

- большинство современных предприятий заинтересованы в кадрах, способных принимать на себя ответственность и работать самостоятельно. Чтобы сделать это, людям необходимо умение выявлять проблемы и предлагать решения, т.е. как раз то, что является основой ключевого умения решать проблемы;

- умение решать проблемы является ключевым аспектом управления качеством — концепция непрерывного совершенствования основана, в первую очередь, на способности людей анализировать свою деятельность, искать проблемы и находить способы совершенствоваться;

- решение проблем не есть прерогатива деятельности отдельного работника — коллектив также должен уметь совместно решать проблемы.

Проблемы обычно решаются в группах из 4 —6 человек. В ходе решения проблемы обучающиеся: углубляют свои знания по конкретному вопросу; развивают умения решать проблемы, применяя принципы и процедуры (теорию); развивают социальные и коммуникативные умения.

Деятельность групп по решению проблем охватывает семь этапов:

· выяснение содержания/значения понятий и терминов;

· определение проблемы;

· анализ проблемы и ее последствий, т.е. разбиение ее на составные элементы или задачи;

· ранжирование по важности выделенных элементов/задач и установление связи между ними;

· формулирование задачи;

· поиск дополнительной информации;

· отчет перед группой с описанием выбранного метода решения и его обоснование.

Поскольку методика проблемного обучения является групповой, то это еще более усиливает ее эффективность, т.к. по материалам научных исследований групповые формы являются наиболее результативными (рисунок 2).

 


image003

Рисунок 2 – Результативность применяемых в учебном процессе методов обучения (по материалам научных исследований)

 

Таким образом, на лекции проблемного характера слушатели находятся в постоянном процессе «сомышления» с лектором, и в конечном итоге становятся соавторами в решении проблемных задач. Все это приводит к хорошим результатам, так как, во-первых, знания, усвоенные таким образом, становятся достоянием слушателей, т.е. в какой-то степени знаниями-убеждениями; во-вторых, усвоенные активно, они глубже запоминаются и легко актуализируются (обучающий эффект), более гибки и обладают свойством переноса в другие ситуации (эффект развития творческого мышления); в третьих, решение проблемных задач выступает своеобразным тренажером в развитии интеллекта (развивающий эффект); в-четвертых, подобного рода лекция повышает интерес к содержанию и усиливает профессиональную подготовку (эффект психологической подготовки к будущей деятельности).

 


Заключение

 

Изучение научной и методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о том, что технология активного обучения – это организация учебного процесса, при которой невозможно неучастие в познавательном процессе: каждый учащийся либо имеет определенное ролевое задание, в котором он должен публично отчитаться, либо от его деятельности зависит качество выполнения поставленной перед группой познавательной задачи.

Такая технология включает в себя методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся, вовлекающие каждого из них в мыслительную и поведенческую активность и направлена на осознание, отработку, обогащение и личностное принятие имеющегося знания каждым учеником.

Преимущество технологии активного обучения очевидны. Разумное и целесообразное использование этого метода значительно повышает развивающий эффект обучения, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и педагога массу положительных эмоций и переживаний.

Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность учащегося, влияют на умственное развитие.

Апробация деловых, дидактических игр «круглого стола», методов удивления, успеха и других показала эффективное влияние активных методов обучения на развитие и воспитание студентов в средне-специальных учебных заведениях.

Активные методы способствовали лучшему усвоению знаний по развитию связной речи, ознакомлению с окружающим, развитию математических представлений. Студенты развивали внимание, умение быстро сообразить, выполнить, точно ответить, проявить сообразительность.

Для эффективной работы педагогу следует:

·                   использовать активные методы обучения и воспитания в педагогическом процессе;

·                   включать в учебные занятия проблемность;

·                   управлять формированием и развитием индивидуально-психологических особенностей обучаемых;

·                   вовлекать учащихся в постоянную деятельность: отвечают, анализируют, рассуждают, оценивают, выделяют главное;

·                   организовывать сотрудничество и кооперацию;

·                   организовывать коллективное взаимодействие;

·                   изменить модель преподавателя: соорганизатор, партнер, интерпретатор, консультант (традиционно - организатор, информатор, консультант).

·                   соблюдать единство и согласованность требований к поведению учащихся в организации их учебной деятельности.

 


Список литературы

 

1. Белкина В.Н. Принцип диалогичности в процессе профессиональной подготовки студентов к регулированию взаимодействия детей со сверстниками // Развитие системы непрерывного образования в университетском комплексе педагогических учреждений Ярославской области. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2003. – 162 с.

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2001. – 336 с.

3. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно-метод. пособие – М.: МИРОС, 2002. – 176 с.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 2001. – 201 с.

5. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. – М., 2006. – 188 с.

6. Кларин М.В. Технологический подход к обучению / М.В. Кларин // Школьные технологии. – 2003. – №5. – 22 с.

7. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях: Метод. пособие / Авторы-составители А.Ф. Щепотин, М.А. Чекулаев, В.Е. Сосонко, А.П. Шеховцов. – М., 2005. – 152 с.

8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения - М: ACADEMA, 2004. – 186 с.

9. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. – 2-е изд., стер. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 432 с.

10. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2002. – 303 с.

11. Новик М.М. Современные технологии в образовании // Журнал «Новые знания», №2, 3 2000.

12. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.

13. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения– М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007 – 336 с.

14. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. – М.: Владос, 2003. – 256 с.

15. Сибирская М.П. Профессиональное обучение: педагогические технологии. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 126 с.

16. Успенский В.Б. Дискуссия в образовательном процессе / В.Б. Успенский. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2007. – 123 с.

17. Экономика отрасли: Учеб. пособие под ред. Бурлюкиной Е.В., Васильченко Н.Г. – Пенза: Изд-во Пенз. гос. технол. акад., 2006. – 376 с.

 


Категория: Мои статьи | Добавил: kylxiri (17.01.2013)
Просмотров: 1579 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz