А.Н.Фирсов
Вурнарский сельскохозяйственный техникум
Минобразования Чувашии
Обучение и саморазвитие педагогов - как фактор современного профессионального образования
Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основополагающим в образовании на протяжении всей жизни, предполагает необходимость длительного педагогического профессионализма, однако отсутствует согласия среди экспертов, политиков и реформаторов в том, что является наиболее важным в подготовке преподавателя – учитывая весь спектр формального и неформального обучения, и где и как он получил знания. Следует считать, что любое преподавание, обучение или учебная практика представляет собой выбор значения о ключевых проблемах, при посредничестве институциональных тенденций и внешних механизмов регулирования; ответы на эти ключевые вопросы, таким образом, подразумевают решения, связанные с убеждениями, приоритетами и идеалами, а также тенденции сохранения или изменения настоящего социального порядка. В силу их институциональной природы, системы образования и педагогического образования подвергаются воздействиям на разных уровнях; среди ключевых факторов, учет местных особенностей, изучение теории, школы технологий, управления и стили управления, затрат и ресурсов, а также систем контроля качества. Тем не менее, есть теоретические перспективы в политике и профессиональной практике на международном уровне, указывающие на сближение нескольких очень широких понятий моделей преподавателей, которые концентрируют в себе множество целей образования и практики: преподавателя как образовательного менеджера; заботливого человека; эксперта учащегося и т.д.
В научной литературе и дискуссиях, преобладающей моделью преподавателя, во всем мире, должна быть профессиональная модель, которая закрепляет основы профессиональных знаний на практике, основана на исследованиях и с учетом мнений экспертов и специалистов в сфере образования. Модель не просто учителя, а педагога-практика, который активно проводит научные исследования и критически внедряет научные знания на практике. Несколько ссылок на основные характеристики такой парадигмы можно проследить в большинстве программ подготовки преподавателей в учреждениях образования педагогов, а также в официальных документах о квалификации учителей. Разрыв между теорией и практикой, между целями и результатами часто оказывается значимым в конкретной социально-культурном контексте профессиональной деятельности преподавателя.
Определение навыков и знаний для общего преподавания, как основы для руководства педагогического образования и профессионального развития учителя, был выделен в качестве ключевого приоритетов, связанных с целями, для обучения студентов и общее понимание достигнутого обучения.
Приоритеты для улучшения качества педагога и педагогического образования- это необходимость повышения компетентности учителей, а также пропаганда профессиональных ценностей и установок, упомянув в качестве примеров следующие требования к преподавателям:
- Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
- Не усвоение информации, а освоение ключевых компетенций, методов, способов мышления и деятельности, на основе развития своих способностей.
- Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать процесс достижения образовательных результатов и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.
- Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.
- Техникум не учреждение, а самостоятельная организация, открытая социуму (участие студентов в социальных проектах, детско-взрослых коллективах, в инновационных проектах и т.п.).
- Преподаватель не начальник, а помощник учащемуся в том, чтобы он занял место в культуре и социуме, соответствующее его интересам и способностям.
- Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности в процессе внутренней и внешней экспертизы.
- Качество среднего образования определяется потребителями образовательных результатов (учащимися, родителями, работодателями, обществом в целом) и, в конечном счете, темпами развития общества и инновационной экономики. Для этого разрабатывается система национальных приоритетов в достижении школьниками определенных образовательных результатов. Разрабатывается компетентностный стандарт.
- Качество работы преподавателя определяется системой показателей, позволяющих оценить направленность его деятельности на достижение студентами требуемых обществу образовательных результатов.
- техникум сам разрабатывает образовательные программы и создает все необходимые условия для реализации образовательных приоритетов.
Восемь общих компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
В настоящее время когда информация играет важную роль, от выпускников учебных заведений требуется быть коммуникабельными, ориентироваться в бурном потоке информации и само развиваться. Всего этого не достичь без овладения общих и профессиональных компетенций.
Формирование общих компетенций это значит что обучающиеся могут применять знания в реальной жизни. Любой преподаватель знает, что общие компетенции не формируются по отдельно взятой дисциплине, будь то «Экономика», «Математика» или «Химия». Общие компетенции формируются при изучении любых дисциплин.
Компетенция – это способность действовать самостоятельно и ответственно в рамках своей компетентности в соответствии со своими правами, обязанностями и областью профессиональных задач, на которые распространяются необходимые полномочия.
Разница между профессиональными и общими компетенциями заключается в том, что общие компетенции не зависят от знаний и умений определенной дисциплины и не привязаны к нему.
При изучении дисциплины «Экономика» сформировался определенный подход к формированию общих компетенций.
Основным является побуждение обучающихся к самостоятельной деятельности по изучению учебного материала. Для этого студенты выполняют разные виды творческих заданий. Такие как кроссворды, индивидуальные и коллективные проекты, участвуют во внеклассных мероприятиях и деловых играх. пишут сообщения или эссе. Все это стимулирует как самостоятельное творческое мышление, так и работу в коллективе.
Литература
1. Байденко В. Компетенция в профессиональном образовании / К освоению компетентностного подхода // Высшее образование в России. – 2004. - № 11. – С. 3-14
2. Васильева З.И. Воспитание в процессе обучения // Советская
3. Мухлынина О.В. Воспитание ответственности у подростков на основе многомерно- функционального подхода.// Образование и наука. – 2007.- Прил. №2 –с.73-80.
4. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия личности. М., 2002.
Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004.
5.Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос»www.eidos.ru/news/compet.htm
|